В мероприятии также приняли участие высшие должностные лица субъектов СКФО и руководители федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных структур.
Перед началом совещания Николай Патрушев и Юрий Чайка возложили цветы к памятнику жертвам террористического акта в здании школы № 1 «Древо скорби» и памятнику погибшим сотрудникам спецподразделений «Альфа», «Вымпел» и МЧС в «Городе ангелов» на мемориальном кладбище в Беслане.
В ходе совещания Юрий Чайка отметил, что по итогам
предыдущих выездных совещаний принимались решения по различным актуальным
направлениям общественно-политической и социально-экономической
жизнедеятельности региона. Это способствовало снижению уровня террористических
и экстремистских угроз, оздоровлению криминогенной обстановки, созданию условий
для поступательного развития субъектов округа.
В числе безусловных приоритетов в дальнейшей совместной работе Юрий Чайка назвал противодействие коррупции.
«Анализ ситуации позволяет констатировать, что уровень коррупционных проявлений в округе остается высоким, а в антикоррупционной работе субъектов еще присутствуют инерционные процессы. Отсутствует эффективная система изучения кандидатов на службу в органы государственной власти и местного самоуправления, функционирование которой должно быть направлено на минимизацию коррупционных рисков и недопущение кланово-корпоративных принципов формирования кадровой политики», - подчеркнул полпред.
По его мнению, необходимо пересмотреть подход к применению мер юридической ответственности в отношении должностных лиц, допустивших коррупционные правонарушения.
Крайне актуальными сегодня задачами Юрий Чайка считает развитие системы информационного обеспечения деятельности антикоррупционных органов субъектов округа, а также их дальнейшее кадровое укрепление. Он отметил, что требует совершенствования работа по всестороннему изучению исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления. По оценке полномочного представителя Президента РФ в СКФО, в субъектах округа имеются отдельные проблемы в организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
При этом наибольшим коррупционным рискам по-прежнему подвержены сферы освоения бюджетных средств, распоряжения государственным и муниципальным имуществом, а также осуществления контрольно-разрешительных полномочий», - уверен Чайка.
В 2019 году в СКФО было выявлено 2 182 преступления коррупционной направленности, из которых 893 связаны со взяточничеством; судами рассмотрено 978 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 1 054 лиц, вынесено 860 обвинительных приговоров в отношении 932 лиц. При этом из установленного в 2019 году материального ущерба по оконченным производством уголовным делам в размере 2,8 млрд. рублей реально возмещено 1,2 млрд. рублей или 42%.
Вместе с тем, как подчеркнул полпред, с учетом высокой латентности преступлений коррупционной направленности, эти цифры не отражают в полной мере истинного положения дел в данной сфере.
Чайка заявил, что от правоохранительных и надзорных органов требуются новые, современные, действенные подходы в выявлении и расследовании этих сложных, скрытых видов преступлений.
«В первую очередь, это касается антикоррупционной защиты наших национальных проектов. Государство концентрирует огромные ресурсы для достижения цели национального развития, и нужно наладить жёсткий контроль за прохождением этих финансовых потоков. Более активной должна стать и антикоррупционная работа, которую руководителям субъектов следует вести во взаимодействии с правоохранительным блоком, опираясь на поддержку общества и граждан. Необходимо очищать от криминала стратегически важные отрасли экономики, использовать положительный опыт по выявлению преступных схем в финансовой и налоговой сферах, а также в топливно-энергетическом комплексе», - акцентировал Юрий Чайка.
Еще
одним ключевым направлением совместной деятельности органов власти и правоохранительных
структур было названо обеспечение безопасности населения на транспорте.
Несмотря на неоднократное рассмотрение вопросов состояния безопасности дорожного движения, в том числе в рамках реализации «майского» Указа Президента Российской Федерации, уровень дорожно-транспортных происшествий в субъектах округа остается высоким.
В целом по округу в 2019 году общее число погибших в ДТП снизилось на 34 человека, при этом не достигли целей «майского» Указа Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики. Остро стоит проблема ДТП с участием автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров. В частности, увеличение ДТП названной категории допущено в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания на 33,3% и 66,7% соответственно.
Чайка перечислил основные причины такой статистики, среди которых несоблюдение перевозчиками требований законодательства об обязательном лицензировании всех видов автобусных перевозок, нарушения транспортными компаниями норм трудового законодательства, отсутствие предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, выпуск на линию неисправных транспортных средств, отсутствие достаточного количества пунктов технического осмотра в муниципальных образованиях ряда субъектов СКФО, несоответствие установленным требованиям эксплуатационного состояния значительного числа автомобильных дорог. Наряду с этим в сфере железнодорожного транспорта повсеместно выявляются нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и нарушения правил перевозки опасных грузов.
Было также отмечено, что для авиационной области характерны системные нарушениями правил использования воздушного пространства, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, а также отсутствие должного контроля за состоянием безопасности полетов со стороны владельцев частных воздушных судов. Юрий Чайка напомнил о двух авиационных происшествиях, связанных с выполнением авиационно-химических работ летом прошлого года самолетами Ан-2, принадлежащими индивидуальным предпринимателям, на территории Новоселицкого района Ставропольского края и Шелковского района Чеченской Республики.
Также увеличивает риски и снижает уровень безопасности полетов значительный износ основных фондов объектов наземной инфраструктуры, особенно аэропортовых объектов.
Что касается сферы водного транспорта, то здесь по-прежнему вскрываются факты управления судами, не прошедшими технический осмотр, либо переоборудованными без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости.
При этом к общим системным недостаткам в области обеспечения безопасности населения на транспорте Чайка отнес также несоблюдение в полном объеме требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, незавершенность хозяйствующими субъектами процесса оценки уязвимости категорированных объектов транспортной инфраструктуры, владельцами которых зачастую являются государственные и муниципальные предприятия, а также отсутствие более чем у 80% таких объектов планов обеспечения транспортной безопасности.
В заключение полномочный представитель Президента России в СКФО выразил уверенность в том, что по результатам работы будут приняты решения, направленные на повышение эффективности комплекса мер по противодействию коррупционным проявлениям в субъектах СКФО, а также по нейтрализации угроз в сфере обеспечения безопасности населения на транспорте.